Кручу, верчу, запутать хочу

вернуться к списку статей




Вступление.
В воскресенье с утра я безудержно захотел найти в репертуаре московских кинотеатров что-то особенное, что-то интересное, необычное, отличающееся от всего того мусора, которым завален кинорынок столицы. Что-то, что отличалось бы от всех этих пресных и скучных боевиков, тоскливых в своей предсказуемости триллеров, идиотских фантазий на тему башен, колец и спрятанных комнат, и туалетных комедий типа "Муравьи в штанах" (очевидно фильм посвящен мерам личной гигиены, судя по названию). И я нашел. И теперь вот и Вам советую.
Итак.

Помните, было такое стихотворение - "В доме, который построил Джек"? "А это - такой то, которым там что-то... в доме, который построил Джек"… и дальше, по нарастающей…
Так вот, попробуйте представить, что вы читаете это стихотворение задом наперед, то есть в итоге приходите к первой, самой что ни на есть начальной строчке - "Вот дом, который построил Смит". При этом листок со стихотворением необходимо вращать вокруг собственной оси, подносить к глазам под разным углом, но при этом стараться не терять строчки и смысла, в ней заложенного.

Нечто подобное возникает при начале просмотра новой французской картины "Необратимость". События в ней развиваются от развязки к завязке, задом наперед. То есть сначала идут титры, буквы и слова в которых также написаны задом наперед, затем показывается финальная сцена с моралью (вернее, высказанной фразой, претендующей на мораль картины) и так далее до самых первых сцен, в которых нас знакомят с персонажами этой банальной и жуткой, как вся наша жизнь истории.
В этом основная визуальная оригинальность картины, в этом ее, как говорится, фишка. Но, кроме того, камера, показывающая все эти сцены крутится как сумасшедшая, показывая что угодно, но только не то, что она, казалось бы должна показывать, останавливаясь в самых неожиданных местах, выхватывая из этого сводящего с ума мозжечок (извините за каламбур) мельтешения , то кусок кирпичной стены, то лампочку на потолке, то тяжелый огнетушитель в руках Пьера, то размозженный до устрашающей бесформенности этим самым огнетушителем в руках Пьера череп случайного педика, на котором была вымещена месть - злая, неблагодарная и бесконечно слепая.
И в этот самый момент начинаешь понимать, что движения камеры не так хаотичны, как это могло показаться сначала - она как бы старается уйти от крупных планов того, что показывать не следовало бы. Однако, право, до целомудренности показанным в картине кадрам ой как далеко. Доказательством этому служит та самая знаменитая сцена ужасного по своим жестокости и цинизму изнасилования главной героини фильма, которую сыграла великолепная Моника Белуччи.

Девять бесконечных минут прекрасную Алекс, только что вышедшую с веселой вечеринки, насилует отмороженный изращенец-сутенер в не самое привычное для этого место до появления крови, вызывая у нее грудной рев и брызги слез, а затем, надругавшись над ее ослепительным телом, долго бьет ее кулаком по лицу, а уже после этого, ухватившись за ее волосы, бьет ее лицом об заплеванный асфальт перехода, до тех пор, пока лицо не превратится в кровавую кашу. Камера снимает все, беспристрастно и бесстыдно, не уходя в стороны, как будто вы стоите рядом и расширенными глазами смотрите на происходящее.
Затем показывают вечеринку, веселую, местами безумную, разудалую, на которой Алекс легко обидевшись на своего молодого человека Маркуса за проявленную им не к месту некоторую разухабистость, выходит на улицу в платье из разряда "что есть, что нет - все едино" с целью поймать такси и поехать домой. А на вечеринку она пришла не только с Маркусом, но и с Пьером - человеком, с которым она встречалась до Маркуса. И вот тут то и получается та самая банальность, из числа тех, которыми полна наша жизнь. И Маркус, и Пьер отлично понимая, что в таком виде выпускать Алекс на улицу (тем более, что улица та - совсем не Елисейские Поля) просто нельзя, что ее надо проводить хотя бы до машины, по каким то причинам не идут ее провожать. И результатом этой самой банальности становится та самая 9-минутная сцена.
А потом можно увидеть, как они втроем едут на эту вечеринку, в вагоне парижского метро, обсуждая свои и чужие сексуальные проблемы, причем делая это с тем самым изяществом, на которую способны лишь французы. Только они могут обсуждать тему сложности вызывания женского оргазма так, что ты улыбаешься, а не так, что тебе хочется сплюнуть. Такое можно встретить только во французском кино (вспомните, хотя бы сцену в "Амели", где главная героиня задается вопросом о том, сколько человек в данный момент в Париже испытывают оргазм). В голливудском кино уже давно разучились с таким изящным юмором подходить к обсуждению и освещению подобных проблем, сведя все это к животному туалетному юмору, призывающим смеяться над дерьмом, плавающем в унитазе.

То есть с этого самого момента жуткая социальная драма, которой картина казалась с самого начала, постепенно переходит в красивую любовную историю молодых и красивых людей Маркуса и Алекс. И неожиданно ты начинаешь улыбаться, глядя на то, как они забавляются и резвятся друг с другом в постели в квартире Алекс, с восхитительным видом на зеленый лес за окном. Белая простынь, которой слегка укрыты герои, совершенно не скрывает ослепительной красоты обнаженного тела Моники Белуччи, не мешает камере (уже вполне, кстати, успокоившейся к тому моменту в своих метаниях) демонстрировать ее почти божественные по своему совершенству формы во всем их великолепии. Получается абсолютно правдивая, и потому красивая картинка без излишней идиотской стыдливости, но и без оскорбительной пошлости. Молодые любящие друг друга люди целуются, щекочут другу друга, ласкаются и смеются в ожидании предстоящей вечеринки….
Это очень необычная картина. Именно ради этой необычности стоит посмотреть ее. Нельзя сказать, что это шедевр, однако снято и поставлено так, что после просмотра еще долго не можешь прийти в себя, с ужасом думая обо всех тех моментах, когда не мог встретить свою девушку после работы, заставляя идти ее через пустынный темный двор в начале двенадцатого ночи.
Актеры играют очень и очень достойно - ослепительная Алекс в исполнении Моники Белуччи ("Астерикс и Обеликс - Миссия Клеопатра"), ее молодой человек Маркус, которого играет Винсент Кассель, он же ее муж в реальной жизни ("Доберман") и Пьер (Альбер Дюпонтель), который, пытаясь успокоить обезумевшего от горя и желания мстить Маркуса сам в итоге заводится так, что собственноручно использует далеко не по назначению тяжеленный огнетушитель в полуподпольном клубе для гомосексуалистов. И жажда мести их настолько сильна, что они в припадке слепнут окончательно и убивают совсем не того, кто был виноват в случившемся.


Сцена изнасилования и сцена разборки в клубе для педиков сняты и сыграны актерами настолько достоверно, что у меня сжимались кулаки, а у половины зала сквозь зубы вырывались проклятия и возгласы изумления. Давно уже не было у меня такого желания при просмотре картины зажмурится или отвернуться. Это, безусловно, говорит о таланте актеров, которые сыграли так, что им веришь. Кстати, Винсент Кассель уехал со съемок на тот период, когда снимали сцены "изнасилования" его жены. И я его, признаться, понимаю.
Многие критики и зрители видят в картине излишнюю натуралистичность, как в сценах с насилием, так и в "постельных сценах". Я не совсем с этим согласен. Если делать фильм о жизни, то делать надо или правдиво или вообще не делать. В противном случае получается политкорректный идиотизм, тратить на который свое время нормальному человеку не захочется.
Вот простой пример - не знаю, как Вас, а меня всегда раздражало в кино, когда героиня, встав с кровати, тут же кутается в простынь или в занавеску, при том, что по идее в комнате никого кроме нее и любимого нет. И кого ей стесняться? Того, кто несколько мгновений назад был с ней одним целым, кому она дарила себя всю без остатка? Ваша девушка тоже всегда кутается от Вашего взора в занавеску после акта любви? В жизни все совсем не так. Так что вместо любовной сцены получается какой-то суррогат, пошлый, по-дурацки стыдливый и абсолютно наигранный. И мужчины между ног находится пенис. Да-да, представьте себе. Это я Вам говорю, если вы не знали. И для прохождения теста на беременность в домашних условиях девушка должна пописать. И если несколько минут подряд колошматить человека по черепу тяжелым огнетушителем - человек будет выглядеть именно так, а никак иначе. А если все это для Вас открытие, то Вы так же далеки от реальной жизни, как далеки от нее авторы киношедевров типа "Умри, но не совсем" и "Потный Гарри".


Так вот "Необратимость" - правдиво снятый фильм, в котором камера не стесняется проецировать на экран то, что нам часто приходится видеть в нашей жизни. Как приятные взору картины, так и отвратительные.
Фильм этот о нашей жизни. Жестокий и правдивый, циничный и красивый, веселый и трагический как вся наша жизнь. Она именно такая - только что ты сводила с ума всю вечеринку своей красотой и откровенным платьем, только что ты нежилась в объятиях любимого человека, и вот ты уже на грязном полу с задранной юбкой, а какой-то случайно проходивший по тому переходу уродливый содомит лежит на тебе сверху и насилует тебя в твою красивую попку, которой так восторгался накануне твой любимый, и в которую ты не позволяла проникнуть даже ему. И что самое противное - никто не застрахован от такого поворота, на то она и жизнь во всем своем многообразии. Как сказал один из второстепенных персонажей в картине "Мы никогда не примеряем это на себя, мы всегда уверены, что с нами то этого никогда не произойдет. И вот это случается, и мы стоим в полной растерянности, не зная, как теперь быть".
Не стоит искать какого-то глубинного смысла в этой картине. Это фильм-предостережение, красиво снятая трагичная памятка об элементарных средствах обеспечения безопасности своей и близких тебе людей. О том, что порой достаточно одной маленькой детали, одного маленького и казалось бы на первый взгляд незначительного поступка, чтобы потом не рвать от бешеной досады себе волосы на всем теле, страстно мечтая вернуть время вопреки его необратимости на несколько минут назад, когда все еще можно было поправить. Когда еще небо было голубым, а любимая в восхитительном своей простотой платье лежала на сочной зеленой траве, слушая звуки весны, а не скребла ногтями холодный асфальт, разрываемая пополам, заходясь в зверином от отчаянья реве.



Берегите себя, друзья. Берегите своих близких, ведь для этого нужно совсем немного. Чуть-чуть благоразумия, чуть-чуть ответственности. А для того, чтобы не забыть это простое пожелание, для того, чтобы утверждение это всегда было ярким в вашей памяти - смотрите очень неплохой фильм французского режиссера Гаспара Ноэ "Необратимость".

Всегда Ваш
Mode


Официальный сайт картины здесь.


НЕОБРАТИМОСТЬ/ IRREVERSIBLE Франция, 2002, 94 мин.
режиссер:
Гаспар Ноэ
в главных ролях:
Моника Беллуччи
Винсент Кассель
Альбер Дюпонтель