HазадОльга Маршева
Она
непохожа на клонированных американских блондинок. Моника Беллуччи – это жаркая
красота Рима, на улицах которого даже зимой цветут апельсины. Появившись на
экране, она заставила мир вспомнить великих красавиц итальянского кино – Джину,
Софию, Клаудию. Всю эту “войну бюстов”, в которой не важна была победительница.
А прекрасная Моника сейчас и вовсе одна такая... Она только что поднялась на
новую позицию в мировом рейтинге красавиц: сыграла роль, с которой в истории
кино справилась только Элизабет Тейлор, – царицу Клеопатру в новых приключениях
придурковатых галльских героев Астерикса и Обеликса. Богиня далеко не платонической
любви, ради одной ночи с которой мужчины – и не какие-нибудь юноши восторженные
со взором горящим, а стальные римские вояки-полководцы – без сожалений отдавали
жизнь. Кто из признанных кинокрасоток мог выглядеть убедительно в такой роли?
Не Джулия же Робертс, в конце концов!
Белуччи подошла идеально. Действительно
– богиня… Богини всегда являются смертным в нужное время. Ее ждали. Модельеры,
социальные психологи, пластические хирурги, все специалисты, чей хлеб следить
за последними тенденциями, “трэндами”, не первый уже год свидетельствуют: мир
радикально меняет свои представления о женской красоте. Бестелесные девушки
в стиле “унисекс”, три десятилетия подряд задававшие тон на подиумах и обложках
гламурных журналов, выходят из моды. Мир опять предпочитает пышную грудь и широкие
бедра – как у Дженнифер Лопес и Моники Беллуччи. Чувство постоянного голода
и полжизни в фитнес-центрах – это не для нее. Она этой моде никогда не следовала
и, не комплексуя, со сдержанной гордостью признается: “Я была самой упитанной
из манекенщиц. Меня всегда приглашали в “ELLE“, когда нужно было снять красивую
грудь”. Это нормально воспринимается в Нью-Йорке, Париже и даже в Москве. Хорошие
деньги, современная карьера. Но для девушки-католички из тихой Перуджи профессия
манекенщицы – это что-то из ряда вон выходящее. Это – поступок! “Там все друг
друга знают. Я хорошо помню, что это такое – когда все мужчины смотрят на тебя,
а все женщины тебе завидуют”. Мужчины выворачивали шеи ей вслед, женщины завидовали,
родители прочили надежное провинциальное счастье: хороший муж, куча детей, кухня
с гирляндами чеснока на стенах, шопинг раз в неделю. Но упрямая Моника поступила
на юридический факультет университета.
Элегантным движением руки девушка
превращается...
Чтобы оплачивать учебу, самостоятельная сеньорина Белуччи стала подрабатывать
как фотомодель. И скоро римское право и тонкости получения наследства отступили
в тень: Моника бросила университет и три года отдала исключительно подиуму.
В 1988 году она переехала в Милан, одну из столиц мировой моды. В знаменитое
модельное агентство Elite заявилась, что называется, с улицы. Сырой, провинциальный,
отказывающийся худеть материал. Но упрямый: деловито предупредила, что она вообще-то
способная и, главное, легко обучаемая. И не соврала: через год с небольшим Моника
стала одной из лучших девушек агентства и попала на обложку “ELLE”. Сейчас “эллевский”
агент по кастингу вспоминает, что вообще-то присланные снимки были плохого качества,
и они сомневались, ставить ли их на обложку. Но внешние данные итальянской сеньорины
перевесили. “А я вообще никогда не отбираю фотографии для журналов. Мое дело
– сняться, а результаты мне уже не принадлежат”, – парирует Белуччи с равнодушием,
заставляющим подозревать, что в ее жилах течет кровь римских патрицианок. Ее
стали выбирать своим “лицом” известные фирмы: Elisabeth Arden, потом Christian
Dior... Карьера явно удавалась.
За день съемок Моника получала 3000 долларов (столько же, сколько Милла Йовович
в начале своей карьеры). Попутно стала музой великого фотографа современности
Ричарда Аведона. Ее дважды сняли для календаря “Пирелли”, эксклюзивного настолько,
что он не поступает в широкую продажу, а распространяется среди “своих”. В мире
моделей попасть на эти страницы – все равно, что получить маленькую Нобелевскую
премию: самая востребованная сейчас модель Жизель Бундхен появилась в “Пирелли”
всего раз. Вслед за Аведоном с Моникой сотрудничали Тоскани, Марк Испар, Хельмут
Ньютон и Жиль Бенсимон – цвет мировой фэшн-фотографии. Перелеты в бизнес-классе,
дорогие отели, вечеринки со звездами, жизнь расписана по минутам: показы в Милане,
Париже, Нью-Йорке (там она застряла на год). Какая девушка из Перуджи в 20 лет
могла мечтать о подобном?! Но какими длинными ногами ни наградит вас природа,
а жизнь, как поется в песне, еще длинней… Ее портфолио увидел Дино Ризи, малый
классик итальянского неореализма. Он как раз планировал поставить картину на
актуальную для классиков и, главное, свежую тему: зрелый мужчина влюбляется
в молоденькую красотку. И сеньорина Белуччи решительно шагнула с подиума на
съемочную площадку.
Актриса из нее была, честно говоря, отвратительная: она привыкла позировать,
стоя неподвижно. “Я не успевала за перемещениями камеры и чувствовала себя перед
ней еще более обнаженной, чем на фотографиях Аведона”. Фильм в прокат не вышел
по форсмажорным обстоятельствам: режиссер умер в процессе монтажа... С классиками
это случается.
Грех так говорить, но в одном отношении это было даже к лучшему: увидев себя
на просмотровом экране, Моника пришла в ужас. Хотя, вроде бы, “прекрасно понимала,
что меня взяли только из-за внешности”.
Однако сладкий яд актерства уже заразил ее. “В первый же день съемок я решила,
что буду актрисой. И поняла, что стать звездой смогу только за пределами Италии”.
В мире итальянского кино, гордящегося былыми заслугами, но давно же ставшего
милой европейской кинопровинцией, амбициозной и решительной Монике было тесно.
Она оставила подиум и записалась на курсы актерского мастерства и параллельно
– на курсы английского и французского.
У
счастья длинные руки
Ее первая заметная роль – одна из трех невест Дракулы в одноименном фильме Фрэнсиса
Копполы. “Просто так к Копполе не попадают”, – усмехались знатоки голливудских
карьер. Да, она получила эту роль не просто так. А за красоту. В нее заочно
влюбился племянник режиссера (не тот, что Ник Кейдж, а Роман Коппола), увидев
на обложке какого-то модного журнала. И прекрасная итальянка оказалась в Голливуде.
Ее первым потрясением стала совершенно неожиданная застенчивость ее партнера
на съемочной площадке Киану Ривза, секс-символа начала 90-х, между прочим! “Он
страшно смущался и краснел, когда мы с ним по сценарию флиртовали, и от этого
становился еще сексапильнее. Глядя на него, я подумала: если все актеры – такие
милые люди, почему бы мне не быть среди них?”
Новоиспеченную актрису не смущало даже то, что роль ей досталась без слов: “Актерство
не в словах. Холли Хантер в “Пианино” ни слова не произнесла, а получила “Оскара”!”
Увы, эпоха немого кино давно закончилась, дело все-таки дошло до слов, выяснилось,
что у Белуччи, как говорят в американских фильмах, есть проблемы: итальянский
акцент, из-за которого она всегда будет в американском кино на втором плане.
Честолюбивую соотечественницу Данте это категорически не устраивало, и она отправилась
в Париж, где в 1995 году получила первую по-настоящему звездную роль – в фильме
Жиля Мимуни “Квартира”.
“Квартира” так полюбилась французам, что фильму простили даже итальянку в главной
роли. Больше того – Монику номинировали на главную французскую кинопремию “Сезар”!
А еще в нее влюбился ее партнер по фильму - “золотой мальчик” Венсан Кассель,
сын знаменитого актера Жан-Пьера Касселя. Молодой человек в ту пору был настроен
романтически, если не сказать инфантильно: мечтал стать клоуном в бродячем цирке
и колесить по свету вслед за потрепанным шапито. Но женственная аура Белуччи
так потрясла его, что Венсан сразу после окончания съемок сделал предложение
прекрасной итальянке.
И она… отказалась. Мотивы были приведены прогрессивно-феминистические: “Я всю
жизнь боролась за свою независимость и никогда не смогу зависеть от мужчины”.
Но у счастья, как известно, длинные руки, да и стремительно возмужавший Венсан
был настойчив – спустя несколько лет они все-таки поженились. Все четыре года
брака их называли “самой голливудской из французских пар”, а Венсан, став режиссером,
снимал жену в каждом своем фильме. (Расстались они в июне, причину развода не
знает никто, даже репортеры таблоидов. Сама Белуччи молчит, как итальянский
партизан на допросе).
Постепенно она стала настоящей француженкой. Сначала сыграла роль немой цыганки
в “Добермане”. “Моника, ты такая милая, умная, хорошенькая – как ты сможешь
сыграть бандитку и убийцу? У тебя лицо ангела” – говорил ей режиссер Жан Кунен,
и Белуччи перед первой пробой сутки не ела, чтобы чувствовать себя голодной
и злой. Потом была роль роскошной куртизанки Сильвии в “Братстве волка” Кристофера
Гана, потом римейк фильма “Под подозрением”, где она унаследовала роль самой
женственной красавицы 70-х Роми Шнайдер (помните “Последнее танго в Париже”?)
и сыграла “трио” с великими американцами – Морганом Фрименом и Джином Хэкменом.
И наконец, “Малена”. “Малена” для Белуччи – фильм почти автобиографический:
про красавицу, которую своей завистью изводят женщины провинциального итальянского
городка. С режиссером Джузеппе Торнаторе Белуччи была знакома давно – он снимал
с ней рекламный ролик для Dolce&Gabbana. Клип перерос в полнометражный фильм
(в котором Моника впервые снялась обнаженной), был номинирован на “Оскар”, “Золотой
глобус”, попал в программу Берлинского кинофестиваля.
“Хорошая роль. Такая атмосфера чувственности, любовного пота, желания и социального
ханжества”.
Влюбленная в наготу
Она купила квартиру в модном парижском квартале Менильмонтан, но редко там бывает:
сама постоянно живет в Монако, родители в Перудже, подруги в Риме. Любит утром
заскочить в кафе за углом, выпить чашку кофе. По случаю раннего утра – никакого
макияжа. Но мужчины все равно сворачивают себе шеи, потому что Белуччи – воплощенная
женственность и сексуальность. Она любит кожаные наряды и шоколад, хотя от него
могут вскочить прыщи. У нее длинные кисти рук и изысканные, словно выточенные
из алебастра пальцы. Минимум жестов (научилась подавлять итальянскую импульсивность?),
минимум украшений (обручальное кольцо и бриллиантовый перстень). Она прекрасна.
“Я в ладу со
своей внешностью. Мне везло в жизни, отсюда моя уверенность в себе”.
Белуччи считает себя не французской, а итальянской актрисой, ее идеалы – Джина
Лоллобриджида, София Лорен, Клаудия Кардинале. И рассуждает она на этот счет
весьма здраво: “Итальянские актрисы всегда кажутся более зрелыми, чем француженки.
Они не стесняются быть зрелыми. У них более женственные фигуры, на их лицах
можно прочесть чувства, страдания. Сильвия Мангано в давней картине “Горький
рис“ выглядит так, будто у нее за плечами целая жизнь, а ведь ей тогда было
всего 18 лет!”
Царица Клеопатра с самой юности была очень зрелой женщиной. И хотя в “Астериксе”
Моника играет скорее пародию на великую египтянку, все равно этот образ подходит
Белуччи, как никакой другой актрисе.
Как и Клеопатра, Моника не боится показаться обнаженной: “Я была манекенщицей
и привыкла позировать в полупрозрачных нарядах”.
На съемках любовной сцены в “Братстве волка” ее супруг Венсан Кассель, игравший
в том же фильме, решил быть, по его выражению, “эротическим хореографом”, то
и дело заботливо осведомляясь: “Дорогая, ты не забыла, чему я тебя учил?” Все-таки
эти французы невероятно самонадеянны… “Между дублями я швырялась в него подушками!”
И дело не в застенчивости: Моника любит свое тело. “Так и напишите: Моника влюблена
в наготу!”.
Так и пишем.
Ольга Маршева
Hазад